Проектирование цифрового следа грузовой перевозки
Аннотация
Сегодня логистические данные о грузовой перевозке ведутся в различных автоматизированных системах, что обусловлено использованием различного вида транспорта, наличием определенного программного решения у перевозчика, отсутствием унификации перевозочных документов. Данные аспекты осложняют взаимодействие перевозчиков между собой, создают сложности для мониторинга состояния перевозки и, как следствие, увеличивают трудозатраты на анализ данных с целью принятия управленческих решений, что приводит к дополнительным денежным расходам компаний, неоптимальному использованию транспортных средств. В связи с выявленной проблемой рассмотрена возможность создания цифрового следа (электронного паспорта) мультимодальной грузовой перевозки, содержание которого отражает каждое звено логистической цепочки поставки груза. Введение электронного паспорта должно решить проблему полноты, актуальности и доступности данных о перевозке для каждого участника логистической цепи. Выделены перевозочные документы для каждого типа транспорта, проанализирован атрибутивный состав перевозочных документов для авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, проведен обзор систем-источников для каждого типа перевозочных документов. Сформулированы допущения для атрибутивного анализа перевозочных документов, определенные правилами их оформления и установленными формами. В результате исследования перевозочных документов были получены данные по количеству общих и специфических атрибутов для каждого типа перевозочных документов, что позволяет говорить о возможности создания электронного паспорта грузовой перевозки. Спроектирован формат электронного паспорта грузовой перевозки. Приведена схема интеграционного решения для формирования электронного паспорта, сформулированы особенности формирования новых перевозочных документов и поддержания текущих в актуальном состоянии. Сформулированы преимущества, полученные от внедрения электронного паспорта в контексте текущих проблем и таких перспективных решений, как логистическая экосистема, аналитика с использованием методов искусственного интеллекта.
Об авторах
В. Е. НутовичРоссия
к.т.н., доцент, начальник научно-образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии», заведующий кафедрой «Цифровые технологии управления транспортными процессами»
Т. В. Тулина
Россия
аспирант, кафедра «Цифровые технологии управления транспортными процессами»
Список литературы
1. Международная ассоциация воздушного транспорта ИАТА. Стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА по заполнению авианакладной (для грузовых перевозок).
2. ИНТЭЛЛЕКС, 2019. Автоагент ускоряет оформление перевозочных документов. [Электронный ресурс] URL: https://intellex.ru/press-center/news-archive/pub-7293355.html.
3. Минтранс РФ, 2019. Об утверждении Единых форм перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Приказ Министерства транспорта РФ от 19 июня 2019 г. N 191.
4. Правительство РФ, 2022. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N2200 (ред. от 30.11.2021, с изм. от 12.03.2022).
5. Раевская П.Е., Л. Г., 2015. Информационно-управляющие системы. Учебное пособие.. Чита: ЗабИЖТ.
6. CARGOSPOT, б.д. Официальный сайт CARGOSPOT. [Электронный ресурс] URL: https://www.champ.aero/products/champ-cargo-management/cargospot-handling.
Рецензия
Для цитирования:
Нутович В.Е., Тулина Т.В. Проектирование цифрового следа грузовой перевозки. Логистика и управление цепями поставок. 2023;20(2):5-12.
For citation:
Nutovich V.E., Tulina T.V. Designing a Digital Freight Trail. Logistics and Supply Chain Management. 2023;20(2):5-12. (In Russ.)